Мы рады приветствовать Вас! Регистрируйтесь и становитесь нашей новой Подругой!


Почему дети ругаются?

Рано или поздно, обычно лет в 5-6, каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Связано это, как правило, с тем, что малыш начинает проводить часть времени от семьи: в детском саду, в кружках и студиях, в гостях у приятелей, где активно усваивает всё новое.

Ругань – зачастую нечто новое для ребенка. И поэтому интересное.

Родители  часто спрашивают, нужно ли говорить сыну или дочери, «подхватившим» какое-либо нецензурное слово, что это – ругательство? А может лучше сделать вид, будто они не слышат – ребенок повторит раз -  другой новое слово, а потом и забудет его? Я думаю, сказать стоит. Во-первых, нет никакой гарантии, что малыш забудет ругательства. Даже если они на какое-то время выпадут из лексикона ребенка, он может их вспомнить в самый неподходящий момент, и тогда случится конфуз. А во-вторых, как малыш узнает, что эти слова произносить нельзя? И если он узнает это не от вас, а от посторонних людей, то, как вы будете выглядеть в его глазах? Ребенок же решит, что раз вы его не останавливаете, значит, ничего не имеете против. Дети ведь не вдаются в тонкости взрослой психологии…

Конечно, ругать ребенка не следует. Равно как и объяснять ему значение определенных слов. Это лишь привлечет его внимание к запретной теме. Разумнее спокойно сказать малышу, что хорошие дети таких слов не произносят, бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их, кстати, в приличные места не берут. Обычно ребенок понимает все с первого-второго раза, и инцидент бывает исчерпан.

Но случается и так, что малыш невзирая, ни на что упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?


Возбудимый ребенок

Еще сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что зачастую они просто не могут сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача.

Грубость на уровне тона

Начинать борьбу с детской грубостью надо на уровне тона, не дожидаясь, пока ребенок уже настолько распоясывается, что ему ничего не стоит оскорбить бабушку или заявить отцу с матерью: «Отвяжитесь! Надоели!»

Никогда не позволяйте детям говорить с вами властным, требовательным тоном! Как бы ребенок не был обижен, расстроен или взволнован, нельзя допускать в его речи грубых интонаций. Вы же приучаете его с ранних лет следить за гигиеной, тратите на это массу сил и нервов. А психическая гигиена важна ничуть не меньше (если не больше!). У нервного, возбудимого ребенка – а именно у таких детей чаще всего звучат в речи грубые, резкие интонации – и без того в душе царит хаос, а тут еще постоянная подпитка извне: детское хамство, как правило, порождает ответные крики, ругань, скандалы. Ребенок «варится» в этом нервном, психопатическом «бульоне», и его психика все больше разлаживается.

Что делать?

Когда заводишь разговор о борьбе с детской грубостью и сквернословием, довольно скоро выясняется, что взрослым труднее всего… справиться с самим собой.

 «Где ж взять железные нервы?» – оправдываются они. И оказывается, что  в доме вообще принято разговаривать на повышенных тонах, поскольку  «все устают» и с ребенком «никакого терпения не хватает».

Но ведь дети – это наше зеркало. Они копируют манеры, привычки, интонации родителей. Так что здесь, как ни где, действует принцип «начни с себя». Иначе борьба обречена на поражение.

Возьмите себе за правило не выполнять детских просьб, выраженных грубым тоном. Предупредите об этом ребенка заранее. Ну, а затем будьте тверды и сохраняйте самообладание.

И ни в коем случае не позволяйте втянуть себя в перебранку. Если это случится, вам будет трудно удержаться от резкости, и тогда начнется торговля: «Ага, тебе можно на меня кричать, а мне нельзя?»

Хотя вообще-то и здесь не надо пасовать. Если уж на то пошло, скажите, что вы, как родитель, обязаны заботиться о ребенке. В том числе воспитывать его.

Поскольку, как известно, природа не терпит пустоты, важно не только всеми  доступными  способами выкорчевывать скверные слова из нашей речи и речи наших детей, но и высаживать ростки добра – светлые и чистые слова, которые мы часто в общении с детьми попросту называем волшебными.

 

Учитель высшей категории Лютова Елена Николаевна.


Loading...